Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

эрмлер фридрих маркович

Энциклопедический словарь

Э́рмлер Фридрих Маркович (1898-1967), кинорежиссёр, народный артист СССР (1948). Главная тема фильмов 20-х гг. - человек в периоды исторических испытаний («Катька - Бумажный Ранет», 1926, с Э. Иогансоном; «Дом в сугробах» и «Парижский сапожник», оба 1928; «Обломок империи», 1929). Поставил также фильмы: «Встречный» (1932, с С. И. Юткевичем), «Великий гражданин» (2 серии, 1938-39), «Она защищает Родину» (1943), «Великий перелом» (1946); историко-документальный фильм «Перед судом истории» (1965). Государственная премия СССР (1941, 1946 - дважды, 1951).

* * *

ЭРМЛЕР Фридрих Маркович - Э́РМЛЕР Фридрих Маркович (наст. имя и фамилия Бреслав Владимир Маркович) (1898-1967), российский кинорежиссер, народный артист СССР (1948). Фильмы: «Катька Бумажный Ранет» (1926), «Обломок империи» (1929), «Встречный» (1932, с С. И. Юткевичем), «Великий гражданин» (2 серии, 1938-39), «Она защищает Родину» (1943), «Великий перелом» (1946), историко-документальный «Перед судом истории» (1965) и др. Государственная премия СССР (1941, 1946 - дважды, 1951).

* * *

Э́РМЛЕР Фридрих Маркович (наст. имя и фамилия Бреслав Владимир Маркович) [1 (13) мая 1898, Режица, ныне Резекне, Латвия - 12 июля 1967, Ленинград], советский кинорежиссер, народный артист СССР (1948).

В годы Гражданской войны служил в Красной Армии, работал в ЧК. В ряды большевистской партии Эрмлер вступил в 1919. После окончания гражданской войны в 1923-1924 учился на актерском факультете Ленинградского института экранного искусства. Тогда же снимался в эпизодических ролях в кино.

Ранние работы

В 1924 Эрмлер организовал с Э. Ю. Иогансоном Киноэкспериментальную мастерскую (КЭМ) и снял свою первую работу - эксцентрическую комедию «Скарлатина». Ранние фильмы Эрмлера («Катька-Бумажный Ранет», 1926, совместно с Иогансоном; «Дом в сугробах», по мотивам рассказа «Пещера» Е. И. Замятина; «Парижский сапожник», оба - 1928) отличаются интересом к быту, житейским историям людей, сведенных по воле случая вместе. Режиссер умел подчеркнуть человечность, задушевность и лирический юмор происходящего на экране, в том числе благодаря своему постоянному актеру Федору Никитину, в облике которого интеллигентность и мечтательность сочетались с простоватостью человека не от мира сего. Актерская фактура Никитина, его «нездешность» среди реалий советского быта 1920-х годов талантливо использована в лучшей постановке Эрмлера периода немого кино - «Обломок империи» (1929), в которой при помощи контрапунктного монтажа отображен «поток сознания» героя, потерявшего память после контузии на Первой мировой войне и с трудом возвращающегося к изменившейся за десять лет действительности.

Социально-бытовые фильмы

В 1929-1931 Эрмлер учился в Киноакадемии. В 1930-х годах он отходит от монтажно-поэтического кинематографа и ставит традиционные по выразительным средствам социально-бытовые фильмы «Встречный» (1932, совместно с С. И. Юткевичем (см. ЮТКЕВИЧ Сергей Иосифович)) и «Крестьяне» (1935, премия Московского кинофестиваля). Картина «Встречный» была одной из первых звуковых лент советского кинематографа, музыку к ней написал выдающийся композитор Д. Д. Шостакович (см. ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич). Меняется и тематика фильмов Эрмлера: «Встречный» воспевал пафос первой пятилетки, а «Крестьяне» посвящены борьбе против классового врага в деревне. Несмотря на засилье идеологических штампов, в этих картинах следует отметить запоминающиеся человеческие характеры, прежде всего сыгранные актерами В. Р. Гардиным (см. ГАРДИН Владимир Ростиславович)и Н. И. Боголюбовым (см. БОГОЛЮБОВ Николай Иванович).

«Великий гражданин»

Масштабный биографический кинороман «Великий гражданин» (1938-1939, Сталинская премия за 1941 год), посвященный памяти С. М. Кирова (в фильме Шахов в исполнении Боголюбова), создавался в годы пика сталинских репрессий. В этом фильме Эрмлер не позволяет себе даже тени объективности в анализе событий, откровенно возвеличивает диктатуру Сталина, в сущности, воспевает атмосферу террора и доносительства, сложившуюся к концу 1930-х годов в СССР. В 1940 вместе с И. Менакером снял кинофильм «Осень».

«Она защищает Родину»

Во время Великой Отечественной войны Эрмлер создал экспрессивную и проникнутую гневом кинодраму о партизанах «Она защищает Родину» (1943, Сталинская премия за 1946 год), которая примечательна работой Веры Марецкой (см. МАРЕЦКАЯ Вера Петровна) над образом народной героини Прасковьи Лукьяновны. В послевоенные годы Эрмлер находится в первой шеренге художников-большевиков и в этом качестве ставит фильмы «Великий перелом» (1946, Сталинская премия, премия Каннского кинофестиваля) о Сталинградской битве и «Великая сила» (1950, Сталинская премия за 1951 год) о борьбе советских ученых с космополитами.

После «освобождения»

Смерть Сталина освободила Эрмлера от обязанности делать «великие» фильмы-монументы. Едва почуяв слабое дыхание оттепели, он уже в 1953 выступил с сатирической короткометражкой «Разбитые мечты» о подхалиме и карьеристе, усиленно добивающемся расположения начальства. Однако картина была отправлена на полку и вышла лишь в 1962 - уже как «Званый ужин». В ситуации своеобразной реабилитации простых человеческих чувств в советском кинематографе середины 1950-х годов Эрмлер поставил одну из первых душевных и трогательных лент о любви (пусть и с неизменным социальным пафосом) - «Неоконченную повесть» (1955), где солировали актеры Элина Быстрицкая (см. БЫСТРИЦКАЯ Элина Авраамовна)и Сергей Бондарчук (см. БОНДАРЧУК Сергей Федорович).

В историко-революционном жанре режиссер продолжал творить по старинке («День первый», 1958), пока не столкнулся с реальной судьбой В. В. Шульгина (см. ШУЛЬГИН Василий Витальевич) и попытался в определенной степени заново оценить вместе с ним события 20 века в художественно-документальном фильме «Перед судом истории» (1965). Во многих своих фильмах Эрмлер выступал в качестве соавтора сценариев.

Большой энциклопедический словарь

ЭРМЛЕР Фридрих Маркович (1898-1967) - российский кинорежиссер, народный артист СССР (1948). Фильмы: "Обломок империи" (1929), "Встречный" (1932, с С. И. Юткевичем), "Великий гражданин" (2 серии, 1938-39), "Она защищает Родину" (1943), "Великий перелом" (1946), историко-документальный "Перед судом истории" (1965). Государственная премия СССР (1941, 1946 - дважды, 1951).

Гуманитарный словарь

Э́РМЛЕР Фридрих Маркович (1898-1967) - реж. Работал в органах ГПУ, в 1923-24 учился на актерском отд. Ленингр. ин-та экранного иск-ва. За годы учебы снялся в ф. В. Висковского "Красные партизаны" и "Чай". С 1924 на киноф-ке "Севзапкино". Один из организаторов творч. объединения "КЭМ" (Киноэксперим. мастерская); поставил в жанре эксцентрич. комедии заказной санитарный фильм "Скарлатина". 20-е гг. - наиболее плодотворный период в творчестве Э. В ф. "Катька - Бумажный ранет" (1926, совм. с Э. Иогансоном), "Парижский сапожник" (1928, по пов. Н. Никитина "Преступление Кирика Руденко"), "Дом в сугробах" (1928, по мотивам рассказа Е. Замятина "Пещера") Э., опережая свое время, утверждает эстетику бытового соц.-психолог, ф., интерес к индивид. герою, его внутр. миру, внимание к жизн. среде. Постоянный актер Э. в 20-е гг. - Ф. Никитин, предст. мхатовской психолог. школы. Однако уже в ранних фильмах проявляется характерная для будущего творчества Э. жесткость клас. дифференциации, тенденция к анализу соц. сущности и обществ. судьбы героев. В "Обломке империи" (1929) интерес к полит. проблеме начинает преобладать над интересом к конкретному характеру и судьбе. В 1932 Э. (совм. с С. Юткевичем) ставит ф. "Встречный", к-рый встал у истоков повествоват.-психолог. направления, определившего развитие сов. киноиск-ва 30-х гг. Однако сам Э. в 30-е гг. избирает др. путь: в ф. "Крестьяне" (1935), "Великий гражданин" (1938-39, 2 сер.) он выступает создателем жанра полит. ф., в к-ром сюжетной основой становится доказательство определ. Полит. тезиса и все средства худож. выразительности направлены на достижение этой цели. Полит. ф. Э. представляют собой целостное и значит. худ. явление. В то же время Э. выступает в них убежденным пропагандистом парт. идей и события полит. жизни страны трактует в духе официозной мифологии, внедряя в массовое сознание идеи обострения клас. борьбы, тотального вредительства, создавая "образ врага". В годы войны, продолжая работатьв жанре полит. кино, но вдохновленный уже иными, патриотич. идеями, Э. создает значит. ф.: "Она защищает Родину" (1943) и "Великий перелом" (1945, приз на 1-м МКФ в Каннах, 1946). С кон. 40-х гг. в творчестве Э. кризис, корни к-рого - в несовпадении творч. индивидуальности реж. с тенденциями развития кино. Ф. "Неоконченная повесть" (1955) и "День первый" (1957), где Э. пытался работать в чуждой ему новой эстетике, свидетельствуют, что принципы его эстетики, равно как и взгляды реж., нуждаются в пересмотре. Такой пересмотр происходит в последнем худож.-док. ф. "Перед судом истории", где характерный для Э. Полит. сюжет обретает новое осмысление и новую худож. форму.

Др. ф.: "Дети бури" (1925), "Осень" (1940, с И. Менакером), "Великая сила" (1950), "Званый ужин" (1953, вып. - 1962), "Из Нью-Йорка в Ясную Поляну" (1962, т/ф).

Соч.: Как я стал режиссером. М., 1946; Документы, статьи, воспоминания. Л., 1974.

Полезные сервисы